Марафон лекций: Сибирское современное искусство
суббота
Расписание и билеты
- декабрь
марафон лекций
13:30 — 14:30 Версии абстрактного искусства Сибири
Лектор: Наталья Попова (Кемерово) — доцент Кемеровского государственного института культуры, кандидат искусствоведения, занимается изучением абстрактного искусства Сибири, практикует арт-туризм.
Автор представит спектр направлений абстрактного искусства Сибири и периодизацию его развития, расскажет про локальные группы художников, которые опирались на общие идеи и близкую визуальную эстетику беспредметности, а также о творчестве лидеров сибирского абстракционизма.
14:30 — 15:30 Неофициальное искусство Западной Сибири 1985−2000
Лектор: Михаил Чурилов (Барнаул) — преподаватель Алтайского государственного университета, занимается изучением неофициального искусства Сибири конца XX века, обладатель редких секретных архивных материалов об искусстве, которые заполучил в общении с лучшими концептуальными художниками.
Искусство Западной Сибири на рубеже 80−90-х годов переживает художественный расцвет и прежде всего именно в неофициальной среде. Почувствовав перестроечный воздух свободы, художники пишут в стилях от сюрреализма до абстракции, создают до недавнего времени запрещённые объединения, открывают в непредназначенных для экспозиций пространствах выставки. С приходом рынка создаются частные галереи и салоны, которые формируют новые взаимоотношения зрителя и творца, коллекционера и художника. В Новосибирске гремит СибИнтерАрт и «Белая Галерея», «Зелёная пирамида» и «Космонавты», в Омске «Эхо» и «Башня», в Томске «Новый порт» и «Громкие омуты», в Кемерово «Бедная Лиза» и «Сибирский салон», в Барнауле «Тихая Мансарда» и «Тёмная галерея».
16:00 — 17:00 От изображения к опыту: почему цифрового искусства (ещё) не существует
Лектор: Тихон Ермаков (Красноярск) — доцент Сибирского федерального университета, кандидат культурологии. Тихон занимается изучением видеоигр во всех аспектах, в том числе как произведений искусства.
Концепция цифрового искусства является результатом первых этапов становления нового технологического режима, в котором цифровые технологии превращаются в ключевой способ доступа к информации. Однако дальнейшее развитие общества постепенно нормализовало технологию, лишив её специфического флёра новизны и уникальности, что ведёт к своеобразной «инфляции» цифровых художественных практик. Но если цифровое искусство так зависимо от статуса и роли технологии, существовало ли оно вообще в качестве особой художественной практики? Или оно, скорее, является проектом, всё ещё не осуществлённым, ожидающим коренного перелома в нашем восприятии цифровой технологии?
17:00 — 18:00 Уличное искусство. От тегов к невандальным интервенциям
Лектор: Василий Кузнецов — иркутский уличный художник, куратор арт-проектов ЦСИ «Огонь», художник XVI Красноярской музейной биеннале «Принцип надежды». Посмотреть работы Василия можно в его Telegram-канале
Разговор с художником, где он расскажет немного о видах уличного искусства и подробнее раскроет тему невандальных городских интервенций на своих примерах.
18:00 — 19:00 Проекты музея за пределами музея: как художники работают со спецификой места на примере паблик-арт проектов Красноярской музейной биеннале
Лектор: Екатерина Александровна Карцева (Москва), кандидат культурологии, доцент кафедры «Кино и современного искусства» Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), арт-журналист, издатель медиа об искусстве Artandyou.ru и Telegram-канала «Арт-консультант».
Иногородний исследовательский взгляд на историю местного паблик-арта. В ходе лекции будут рассмотрены исторические предпосылки выхода искусства из музея или галереи в открытые места. Теоретические подходы к понятию «место», специфика отношений между искусством и «местом». Эмпирической базой лекции станут паблик-арт проекты Красноярской музейной биеннале.